Пожалуйста, ожидайте. Идет обработка данных...

Как работают алгоритмы соцсетей. Часть 2.

Разбираемся вместе с экспертами — как попасть в рекомендации YouTube, Instagram, «ВКонтакте», Facebook и «Яндекс.Дзена».

1742
Ключевые слова: маркетинг; бизнес; SMM; соцсети; пиар;

Алгоритмы Facebook*

Facebook* основательно подходит к разработке алгоритмов. Ещё в 2013 году в компании заявляли, что системы учитывают и анализируют больше 100 тысяч параметров при ранжировании постов. Есть блог, где регулярно рассказывают об ИИ-разработках в Facebook*.

Со стороны компании было несколько важных заявлений. В 2018 году Facebook* сообщил о сопротивлении брендированному контенту. Коммерческого контента в соцсети стало слишком много, и в Facebook* решили удержать фокус на постах от родственников и близких друзей.

Вот как выглядит статистика новостной ленты в 2021 году. Инфографика: Майя Мальгина / Skillbox Media. Источник: Facebook*

Что ещё известно об алгоритмах Facebook*? Например, то, что соцсеть активно борется с дезинформацией. Facebook* поощряет сообщения пользователей о ложных новостях и проверяет факты в публикациях. Для этого даже наняли 45 подрядчиков — они отсматривают контент на 24 языках. За контроль российской пропаганды в FB, кстати, отвечает украинский проект StopFake — подозреваемый в связях с украинскими ультраправыми.

Анастасия Наймушинова,

РУКОВОДИТЕЛЬ DIGITAL-АГЕНТСТВА NAVIAN.STUDIO:

— Органический охват в Facebook* с каждым годом снижается, а стоимость рекламы и конкуренция растёт. Вот как в этих условиях продвигаться брендам:

  • Увеличивать лояльную аудиторию. Привлекать её с помощью полезного контента и отказаться от кликбейта, который негативно сказывается на дочитываниях.
  • Поощрять генерацию UGC (пользовательского контента) — чтобы потенциальные клиенты видели вас в публикациях своих друзей. Точно так же можно мотивировать постоянных клиентов и собственных сотрудников.
  • Снимать больше видео — Facebook* отдаёт им предпочтение, так же как и Instagram*.
  • Использовать сторис. Мы привыкли публиковать их в Instagram*, но конкуренция в Facebook* меньше.
  • Не стоит рассчитывать только на органическое продвижение. Сегодня качественный контент приносит результат только в совокупности с платной рекламой.
  • Не думайте, что в Facebook* аудитория только «богатая и умная». Лучше изучить все сегменты своей аудитории и адаптировать контент именно под Facebook*. Кросспостинга из других социальных сетей лучше избегать.

Алгоритмы TikTok

Рекомендации в TikTok имеют определяющую роль. В отличие от других соцсетей, главная здесь — лента рекомендаций, а не лента подписок. Именно она открывается по умолчанию при входе в приложение. Так соцсеть даёт понять, что, в отличие от того же Facebook*, ориентирована на глобальный контент — за рамками публикаций друзей и знакомых.

Лента рекомендаций открывается сразу при входе в TikTok. Источник: TikTok

Сама соцсеть даёт подробную информацию о том, как работают её алгоритмы. Как и Instagram*, TikTok выпустил несколько статей, которые рассказывают об особенностях продвижения в соцсети. Одна из них есть на русском языке.

Критерии, которые выделяет площадка:

  • Действия пользователей. Лайки, шеры, просмотры до конца, подписки и комментарии — важные факторы для алгоритмов.
  • Интересы пользователей. При регистрации в TikTok вы указываете свои интересы. Именно на них ориентируется соцсеть при составлении ленты рекомендаций.

Выбор интересов в TikTok при регистрации. Это редко встречается в других соцсетях. Скриншот: Герман Хватков / Skillbox Media

  • Параметры устройства и учётной записи. Алгоритмы учитывают язык, геолокацию и тип устройства. За это, кстати, TikTok обвиняли в лукизме — якобы он рекомендует видео людей, которые имеют ту же расу и возраст, что и другие любимые блогеры пользователя. В любом случае вес этих показателей в системе рекомендаций меньше по сравнению с другими параметрами — поскольку они не так выраженно определяют предпочтения пользователей.

Особенность TikTok в том, что ни количество подписчиков, ни предыдущие популярные видео в аккаунте пользователя не являются определяющими факторами для ранжирования контента.

Игорь Малинин,

СООСНОВАТЕЛЬ РЕКЛАМНОГО ХОЛДИНГА THE BUSINESS PILL:

— Информация от представителей TikTok: алгоритм даёт ролику условно 100 просмотров и изучает реакцию в течение часа. После анализирует реакции этих 100 пользователей и количество просмотров до конца. Если показатели хорошие, он даёт ещё +1000 просмотров. Затем снова анализирует реакции. Если снова ролик зашёл, даёт ещё +10 000 просмотров — и так до бесконечности. Цифры округляю для наглядности, но суть именно такая.

Совет: используйте популярные хештеги и «звуки» — по ним приходит большая часть трафика.

Алгоритмы «Яндекс.Дзена»

«Дзен» активно расширяет зону влияния — в соцсети запустили формат коротких роликов по аналогии с TikTok. Плюс платформа поощряет создателей контента: для этого подготовили призовой фонд в 50 млн рублей.

Так же как и TikTok, «Дзен» придерживается автороцентричности — блогеры пишут полезный и интересный с точки зрения сети контент и не заботятся о том, как получить читателей. Их обеспечивает алгоритм. В этом отличие от многих других соцсетей, где сначала нужно привлечь подписчиков, а уже потом (возможно) рассчитывать, что они увидят ваш контент.

Когда пользователь заходит в ленту «Дзена», он, как и в TikTok, сразу попадает в ленту рекомендаций, а не в ленту подписок.

Вот что говорят об алгоритмах представители «Яндекс.Дзена».

Искусственный интеллект «Дзена» работает по двум принципам:

  • Фильтрация содержимого — каждая публикация попадает в очередь на анализ характеристик и текстового содержания после загрузки на платформу и только после проверки появляется в лентах пользователей. Фильтрация по содержимому позволяет определять рерайт и копипаст. Платформа их не блокирует, но вряд ли покажет такой текст пользователю, если он уже прочитал оригинал.
  • Коллаборативная фильтрация — отвечает за показ релевантного контента, похожего на тот, что уже оценил пользователь. Как это работает: предположим, система знает, что человеку Х нравится читать о Терминаторе, но не знает, любит ли он Робокопа. Система берёт выборку пользователей, которые также любят Терминатора, и ищет в их истории отклики на Робокопа. Если он им нравится — показывает статьи про него пользователю Х.

«Дзен» борется со спамом и кликбейтом. Алгоритмы реагируют:

  • на жалобы пользователей на контент;
  • на показатель отказов — если читатель открывает статью и сразу закрывает её, это плохой знак.

Если ИИ замечает подозрения, он отправляет текст на асессорскую оценку — в сервис «Яндекс.Толока». Там публикацию проверяют на соответствие правилам и требованиям «Дзена».

Тимур Угулава

ОПЕРАЦИОННЫЙ ДИРЕКТОР ГК «МЕДИАСФЕРА»:

— На охваты публикаций влияет несколько параметров:

  • CTR (кликабельность по обложке материала) — одно время даже казалось, что это ключевой показатель для «Дзена». Но уже сейчас не менее значимы реакции и процент дочитываний. И если дочитывания всегда были важны, то реакции — нововведение платформы. Сегодня они действительно влияют на то, как статья или видео будет рекомендоваться читателям.
  • Реакции читателей — в кабинете автора их обозначают двумя полосками. Одна с оценками читателей, вторая — с оценками подписчиков. Чем больше полоски — тем больше охват. Сейчас это один из ключевых показателей в «Дзене».
  • Процент дочитываний — чем он выше, тем ярче сигнал алгоритмам, что нужно продолжать показывать материал. Хороший показатель — от 70%.
  • CPM — важен для платных размещений. Рассчитывается по формуле: CTR ∗ процент дочитываний ∗ ставка ∗ 1000. CPM указывает, сколько стоит 1000 показов рекламного объявления и побеждает ли рекламодатель в аукционе площадки.
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».
Вернуться ко всем статьям

Вместе с этим читают

Эксклюзивная документация

  • Договор займа с процентами

    Данный документ является образцом договора займа с процентами

  • Мировое соглашение

    Данный документ является образцом договора займа с процентами

  • Договор об отступном

    Данный документ является образцом договора займа с процентами

  • Заявление об утверждении мирового соглашения

    Данный документ является образцом договора займа с процентами

  • Договор об отступном

    Данный документ является образцом договора займа с процентами

  • Договор об отступном

    Данный документ является образцом договора займа с процентами

  • Заявление об утверждении мирового соглашения

    Данный документ является образцом договора займа с процентами

  • Договор об отступном

    Данный документ является образцом договора займа с процентами