- База Знаний
- Дизайн, маркетинг, реклама и PR для бизнеса
- Маркетинг в бизнесе
- Как работают алгоритмы соцсетей. Часть 1.
Как работают алгоритмы соцсетей. Часть 1.
Разбираемся вместе с экспертами — как попасть в рекомендации YouTube, Instagram, «ВКонтакте», Facebook и «Яндекс.Дзена».
2065Депутаты нового созыва Госдумы опасаются алгоритмов соцсетей. По мнению чиновников, они создают аномальный интерес к товарам, влияют на общественное мнение и повышают риски социальных конфликтов. Как итог — власти могут обязать соцсети добавить опцию отказа от алгоритмов. Платформам также придётся уведомлять пользователей о том, что они «предлагают информацию на основе анализа данных».
О работе алгоритмов соцсетей нет единого мнения. Власти хотят получить над ними контроль. И это актуально не только для России — вспомним о недавнем скандале вокруг алгоритмов Facebook* и беспокойстве властей США. В то же время профессионалы в области социальных сетей не видят смысла в ограничении алгоритмов.
Алгоритмы не показывают вредоносный или оппозиционный контент намеренно, считает TikTok-продюсер и автор книги «TikTok без танцев» Ренат Янбеков. По его словам, они лишь отзеркаливают запросы человека. «Это делали даже старые хронологические ленты. Такое „нововведение“ только навредит бизнесу соцсетей, и сами пользователи будут не в восторге — ведь они уже привыкли к подобной умной ленте», — говорит эксперт.
«Если бы структуры, которые это предлагают, пришли в тот же TikTok или „Яндекс.Дзен“ и стали рассказывать там о своей деятельности и почему их так заботит безопасность интернета, это было бы гораздо лучше. У них бы нашлось гораздо больше сторонников», — заключает он.
Но вдруг алгоритмы действительно опасны? Skillbox Media узнал, как они работают на самом деле.
Алгоритмы Instagram*
Instagram* заменил хронологическую ленту умной пять лет назад. К 2016 году люди стали пропускать до 70% всех постов в ленте, причём половина из них — публикации друзей и знакомых. Именно поэтому для соцсети разработали новый алгоритм рекомендаций: он показывает пользователю только самые важные посты.
Статьи разработчиков помогают понять, что алгоритм — это некий программный код, который реагирует на действия пользователей в соцсети. Он следит за лайками и комментариями, за тем, на кого подписаны пользователи. Алгоритм также определяет, какие аккаунты наиболее интересны потребителям контента.
Вот как выглядит «Дерево рекомендаций» в Instagram*. Алгоритмы учитывают сохранения и лайки и особенно пристально смотрят на публикации друзей пользователей. Инфографика: Майя Мальгина / Skillbox Media. Источник: блог Instagram*
В блоге Instagram* описано, на что смотрят алгоритмы.
Амог Махапатра
ИССЛЕДОВАТЕЛЬ MACHINE LEARNING В FACEBOOK* AI:
— Таксономия контента — алгоритмы понимают, к какой тематике можно отнести конкретные фото и видео. Если вы, например, подписаны на футбольные страницы, Instagram* покажет вам популярные посты о вчерашнем матче Лиги чемпионов в разделе «Интересное».
- Упоминания — чем больше вас отмечают и тегают другие пользователи, тем больше мотивация Instagram* продвигать аккаунт.
- Встраивания постов на сайты — если постами делятся на других сайтах, значит, контент полезный. Так мыслят алгоритмы.
- Качество визуала — видео или фото в высоком разрешении — не гарант попадания в топ, но необходимое условие для этого.
Алгоритмов есть несколько. Один отвечает за ранжирование в Stories, другой — за показы в ленте, третий — за вкладку «Интересное». Между ними нет прямой зависимости. Блогер может появиться у пользователя в ленте постов, если последний регулярно ставит лайки. Но истории этого автора контента могут не попадать даже в первую пятёрку. И наоборот.
Вот как выглядит схема формирования вкладки «Интересное». Инфографика: Майя Мальгина / Skillbox Media. Источник: блог Instagram*
Игорь Малинин
СООСНОВАТЕЛЬ РЕКЛАМНОГО ХОЛДИНГА THE BUSINESS PILL:
— Вызывайте первую реакцию на пост. Желательно в первый же час обеспечить приток лайков и комментариев. Поможет лайкабельный визуал, вопросы и призывы к аудитории.
- Стимулируйте дискуссию и отвечайте на комментарии. Мы в The Business Pill используем подход «проактивная модерация» — когда вы не просто отвечаете пользователю, а ещё и задаёте ему свой вопрос. Если пользователь отвечает, а вы ему ещё раз — вместо одного комментария вы получаете уже четыре. На больших числах это четырёхкратный рост ER.
- По максимуму используйте инструментарий Instagram*. Следите за трендами — делайте посты, сторис, маски, IGTV и каталоги. Таким образом вы попадёте в разряд лояльных и активных авторов, которых есть смысл стимулировать дополнительными охватами.
Алгоритмы YouTube
YouTube — соцсеть, которая максимально ориентирована на рекомендации. Здесь блоков рекомендаций несколько, и доступны они в разных разделах.
Раздел «Главная» — первое, что мы видим, попадая на площадку. Здесь работают персонализированные рекомендации: пользователю показывают видео, которые соответствуют его интересам и подпискам и популярны среди зрителей со схожими интересами.
На главной есть несколько категорий рекомендаций (кнопки сверху). Они различаются для пользователей — в зависимости от их интересов. Скриншот: Герман Хватков / Skillbox Media
При составлении подборки рекомендаций учитывается:
- эффективность видео — насколько оно нравится пользователям со схожими интересами;
- история просмотров и поиска — как часто пользователь смотрит видео на конкретную тему.
Ещё один раздел, где есть рекомендации, — «В тренде». Это, можно сказать, высшая лига рекомендаций YouTube. В раздел попадают только самые популярные ролики со всей площадки. Есть рейтинг по миру и отдельный для каждой страны.
Алгоритмы соцсети учитывают:
- количество просмотров;
- как быстро растёт их число;
- когда было выпущено видео;
- откуда приходят просмотры — в расчёт берутся и другие площадки, где встроен плеер YouTube;
- как видео показывает себя по сравнению с другими роликами того же канала.
Раздел «В тренде» — самые популярные видео в России. Скриншот: Герман Хватков / Skillbox Media
Ещё один «буст» алгоритма — раздел «Следующее». По умолчанию в YouTube включена функция автопроигрывания. Когда видео заканчивается — сразу включается новое. Чаще всего в ротацию попадают ролики с той же тематикой, что и первоначальное видео. Плюс алгоритм учитывает историю старых просмотров.
Сергей Павлович,
АВТОР КАНАЛА «ЛЮДИ PRO» НА YOUTUBE:
— На YouTube важен кликбейт. Комбинация привлекательной картинки и заголовка даёт CTR — он важен, чтобы получить много просмотров и показов рекламы.
- Второй важный показатель — удержание зрителя. Его YouTube измеряет в абсолютных минутах. 30% просмотра часового ролика — лучше, чем 50% на ролике длиной в минуту, ведь это 20 минут чистого времени просмотров. Если видео смотрят долго, алгоритм начинает рекомендовать его на главной странице и в других разделах рекомендаций. С рекомендаций идёт много трафика — больше всего с раздела «В тренде». Но попасть в него сейчас стало гораздо сложнее.
- Можно стараться влиять на спрос: рисовать эффектные картинки и подбирать кликбейтные заголовки. Важно быть экспертом и говорить без воды. Если ролик длится час, но затянут — он не будет интересен. Лучше сделать ролик на 10 минут — но с пользой и чёткими акцентами.
- Есть хороший способ повысить удержание — расскажите, что получит зритель, посмотрев ролик до конца. Например: «Узнаете, как настраивать рекламу в Facebook* без банов». Полезно напоминать о пользе и в самом видео. Например: «Через минуту я расскажу, как быстро создать рекламный кабинет».
- Также полезно шутить. Некоторые ютуберы даже считают, что каждый абзац сценария должен заканчиваться шуткой. Это помогает зрителю расслабиться. Помните, что вы не можете влиять на попадание в рекомендации напрямую. Но если у вас хороший показатель удержания и тема ролика активно продвигается на других каналах — есть все шансы.
Алгоритмы «ВКонтакте»
У «ВКонтакте» было много конфликтов с пользователями на почве обновлений — начиная с 2010 года, когда Павел Дуров ввёл микроблог вместо аутентичной «стены».
Возможно, вы помните эти мемы. Изображение: Public Domain
Та же участь постигла и умную ленту — она появилась в 2016 году, но прижилась не сразу. Её критиковали за снижение охватов и количества авторского контента в выдаче.
Так или иначе, алгоритм «ВКонтакте» работает похоже на Instagram*: приоритет получают посты друзей и сообществ, которые нравятся пользователю. Кстати, в отличие от Instagram*, умную ленту «ВКонтакте» можно выключить — для этого нужно перейти в настройки ленты и убрать галочку со строки «Сначала интересные».
По факту лента «ВКонтакте» — сочетание хронологической и умной. Об этом мы узнаём из поста самой соцсети:
- Лента учитывает хронологию и популярность постов. «ВКонтакте» считает, что информация сегодня устаревает очень быстро, поэтому учитывает не только популярность постов, но и время их публикации.
- Чем больше обсуждений, тем лучше. Лента отдаёт предпочтения постам с большим количеством комментариев. Она даже учитывает, находится ли автор публикации онлайн. Если да, с большей вероятностью продвинет его публикацию — ожидая, что он быстро отреагирует на комментарии.
- Без кликбейта и спама. В отличие от того же YouTube, «ВКонтакте» кликбейт не любит. ML соцсети пессимизирует шокирующий и вредный контент. Кричащие заголовки и призывы ставить лайк сегодня уже вряд ли помогут в продвижении.
- Активность. «ВКонтакте» смотрит на лайки, комментарии, а с недавних пор ещё и на реакции. В 2021 году в соцсети появились реакции к постам — аналогично Facebook*. Об этом, кстати, даже пошутила пресс-служба «ВКонтакте».
Скриншот: Герман Хватков / Skillbox Media
- Уникальный контент. Три года назад в соцсети появился алгоритм «Немезида». Он борется за права создателей уникального контента: находит первоисточник записи и отдаёт ему предпочтение при ранжировании в умной ленте. Если вы публикуете, например, новость (сделать её уникальной сложно) — соцсеть советует хотя бы добавить собственное превью к тексту.
Ещё одна важная особенность «ВКонтакте» наших дней — пессимизация репостов. Когда-то в соцсети было легко продвигаться с их помощью. В своё время стал популярен паблик MDK — тысячи людей репостили их провокационные мемы, «друзья друзей» активно прибавляли подписную базу паблика. Сегодня ситуация иная — «ВКонтакте» заботится о продвижении оригинальных записей, но не их копий. Поэтому не показывает репосты на первых местах выдачи.
Роберто Панчвидзе
СОВЛАДЕЛЕЦ ПАБЛИКА MDK И АГЕНТСТВА MDK CREATIVE AGENCY:
— MDK стал популярным благодаря тому, что не было алгоритмов «ВКонтакте». Люди делали шеры и заходили смотреть посты по нескольку раз в день. Сейчас лента перегружена, актуальные паблики, по сути, из неё пропали. Успех MDK «ВКонтакте» был бы сейчас невозможен — репосты снижают для алгоритма «уникальность» контента, а разнообразие трендов не находит отражение в рекомендациях.
Возможно, алгоритм «ВКонтакте» станет более гибким и будет меньше пессимизировать популярные в шерах посты, но пока он лишь мешает активности аудитории и жизни пабликов в целом.
Если говорить о советах в текущих реалиях — все они работают условно. Во главе всегда вкусы вашей аудитории.
- Постоянно ищите нужный формат поста, обновляйте стратегию — в своё время были популярны статьи, затем подборки из фото. Следите за трендами.
- Анализируйте реакции на пост: лайки, комменты и репосты — вовлечение сильнее всего влияет на итоговый охват.
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».
Вместе с этим читают
Нормативные акты регулирующие банкротство физических лиц
213Поэтапное описание процедуры банкротства физического лица
1691Популярные статьи
Эксклюзивная документация
-
Договор займа с процентами
Данный документ является образцом договора займа с процентами
Получить доступ
3560 -
Мировое соглашение
Данный документ является образцом договора займа с процентами
Получить доступ
3560 -
Договор об отступном
Данный документ является образцом договора займа с процентами
Получить доступ
3560 -
Заявление об утверждении мирового соглашения
Данный документ является образцом договора займа с процентами
Получить доступ
3560 -
Договор об отступном
Данный документ является образцом договора займа с процентами
Получить доступ
3560 -
Договор об отступном
Данный документ является образцом договора займа с процентами
Получить доступ
3560 -
Заявление об утверждении мирового соглашения
Данный документ является образцом договора займа с процентами
Получить доступ
3560 -
Договор об отступном
Данный документ является образцом договора займа с процентами
Получить доступ
3560
Купите технологию «Сохранение имущества» и получите доступ к эксклюзивным документам
Перейти к технологии





