Пожалуйста, ожидайте. Идет обработка данных...

Анализ конкурентов: 8 неожиданных методов. Часть 2.

Это исследование необходимо не только чтобы понять, сколько зарабатывает конкурент, но и понять объем рынка и как вам увеличить свою долю на нем.

3643
Ключевые слова: маркетинг; анализ; конкуренты; бизнес;

Расходы

Для понимания расходной части нам нужно узнать, сколько бизнес тратит на маркетинг (привлечение пользователей), зарплаты, офис, налоги.

Затраты на маркетинг вы можете оценить, зная количество трафика конкурента по каналам, а также стоимость привлечения трафика в каждом из них. С этим нам снова помогут Similarweb, Ahrefs и Semrush.

А вот чтобы понять, какой фонд оплаты труда, прежде всего нужно ознакомиться с оргструктурой компании: сколько людей и какие роли они занимают. Обычно такую информаци можно найти на LinkedIn, DOU и сайтах поиска работы. А ещё HR-менеджеры и рекрутеры очень подробно могут рассказать о компании, пытаясь вас к себе переманить.

После этого останется только посмотреть, какие средние зарплаты в каждой из категории, и умножить их на количество сотрудников — так вы получите фонд оплаты труда.

Но не забудьте заложить и накладные расходы. В них вы можете включить обеспечение офиса. А оценить эти расходы можно на примере вашей компании.

На выходе вы должны узнать, как обстоят дела с экономикой у конкурента. Пример того, как это может выглядеть:

 

Продукт

В работе с продуктом конкурента самое важное — выделить их слабые стороны и тут же использовать их как свою зону роста или рекламное сообщение. Для этого будет полезно пройтись по отзывам.

А вот часто используемый способ сравнения функционала или фич конкурента со своими, как правило, может не дать результата, потому что у нас нет информации, как они работают и работают ли вообще.

К тому же не забывайте об аудитории — не факт, что конкурент разработал фичу, потому что она нужна клиентам. Конкуренты также часто ошибаются. И ваша задача — понять их ошибки и не повторять.

 

Целевая аудитория

Важна и целевая аудитория конкурента, а именно кто, почему покупает и чем они отличаются от ваших клиентов. Это можно узнать по отзывам о конкуренте на таких сайтах, как TrustpilotSitejabberQuora.comReddit, на отраслевых обзорниках или в том же Facebook.

Большое внимание стоит обращать на негативные отзывы — если клиенты конкурента часто жалуются на что-то, эта “боль” должна быть закрыта у вас в первую очередь. Это хороший способ узнать о потребностях аудитории и вовремя предупредить негатив.

Одной из таких болей могут быть цены конкурента на схожие с вашими услуги или продукты. Сравните их, ведь цена для аудитории — до сих пор один из факторов для принятия решений. Изучайте, как меняется стоимость заказа в зависимости от объемов и сроков. Это можно узнать или по горячей линии, или заказав продукт на сайте.

Плюс, можно не бояться писать и реальным клиентам конкурента, оставившим негативный отзыв. Скажите им, что проводите собственный анализ рынка и хотите узнать больше о причинах негативного опыта.

 

Но главное — избегать прямых продаж и не навязывать свой сервис как альтернативу. Иначе будет тяжело заслужить доверие пользователя, а вам ведь нужны откровенные инсайты.

 

Что интересно — на моем опыте, негативную обратную связь о конкуренте дают с большой охотой и описывают все детали в мельчайших подробностях.

Ещё лучше — если вам удастся провести интервью с пользователями конкурента. Во время такого интервью вы можете попросить пользователя показать, как он использовал сервис конкурента.

 

Воронка и путь пользователя

Чтобы понимать воронку конкурента, лучше самостоятельно по ней пройтись:

  1. сделать заказ,
  2. оплатить,
  3. описать воронку от «приземления» на лендинг до получения продукта, отправки жалоб, возврата денег.

И лучше делать это не с главной страницы, а со страницы входа, набирающей больше всего трафика. Так вы сможете пройти наиболее популярным для пользователя путём. Определить такую страницу входа можно в том же Аhrefs в разделе «Топ-страницы».

 

Трафик

Для этого хорошо подойдут все те же инструменты, как Ahrefs или SimilarWeb. Советую обращать внимание на типы и объемы, наличие брендового трафика, геолокацию и динамику роста бренда в принципе.

Отдельно стоит выделить реферальный трафик. Иногда в нем можно найти неожиданных доноров, которые преследовали SEO-задачи, а начали приводить много пользователей и клиентов.

Про анализ трафика в интернете описано уже достаточно статей, поэтому я не буду подробно останавливаться на этом вопросе.

 

Retention

Как конкурент удерживает пользователей, можно судить по каналам возврата и собственно инструментам, которые для этого применяются. Нужно понять, как он с ними коммуницирует на разных этапах и каким способом возвращает.

Мы можем проверить это непосредственно на себе. Для этого просто оставьте во всех возможных контактных формах конкурента свои email-ы. В течение последующего месяца собирайте от них письма, звонки, push-уведомления, SMS-рассылки и т.д.

А чтобы расширить свой анализ и отделить триггера от регулярных сообщений, оформите заказ продукции или товара конкурента на один email, а в остальных контактных формах укажите другую почту. Это позволит сегментировать контент.

 

Маленький лайфхак: в большинстве систем рассылки test@gmail.com и test+1@gmail.com будут восприниматься, как разные адреса, но вам как владельцу почтового адреса всё будет приходить в одно место. Поэтому, чтобы не создавать много почтовых ящиков, просто добавляйте + {любой текст} к своему почтовому адресу.

 

Второй важный аспект взаимодействия с клиентом — это support и sales-команды.

Рекомендую не игнорировать их прозвон — пообщайтесь с колл-центром, узнайте, как они обрабатывают типичные для вашей ниши вопросы или жалобы. По реакции службы поддержки вы сможете понять, как компания продает услуги и решает проблемы: игнорирует или предлагает варианты.

 

Дополнительные способы, к которым прибегают некоторые компании

Франшиза

Если у компании есть франшиза, вы можете запросить все интересующие вас данные и метрики.

Ex-сотрудники

Это кладезь достоверной информации, ведь они были внутри и знают, как всё работало. А LinkedIn — лучший помощник в поиске таких людей. У них можно попросить консультацию в решении какой-то проблемы вашего продукта. Можно прямо говорить, что знаете об их прошлом месте работы, поэтому скорее всего они могли сталкиваться с похожей на вашу проблемой.

Помогая вам, бывший сотрудник конкурента не разглашает конфиденциальные данные, но в то же время дает вам рекомендации на основе имеющегося опыта.

В крайнем случае, если человек отказался помочь вам, не опускайте руки — спросите, кого он может порекомендовать для решения данной проблемы.

Что делать со всей собранной информацией? Сразу же использовать. Рынок меняется быстро и то, что взлетает сегодня, не обязательно будет иметь успех завтра. Поэтому сначала можно сделать список идей, которые вы почерпнули, для усовершенствования, тестирования и внедрения в компании. И пускай описанные методы довольно трудо- и времязатратные, они позволят собрать максимально обширную информацию о конкуренте и, самое главное — понять, в каком направлении развивать свой продукт.

А какие методы и подходы в анализе конкурентов вы используете? Делитесь в комментариях.

Вернуться ко всем статьям

Вместе с этим читают

Эксклюзивная документация

  • Договор займа с процентами

    Данный документ является образцом договора займа с процентами

  • Мировое соглашение

    Данный документ является образцом договора займа с процентами

  • Договор об отступном

    Данный документ является образцом договора займа с процентами

  • Заявление об утверждении мирового соглашения

    Данный документ является образцом договора займа с процентами

  • Договор об отступном

    Данный документ является образцом договора займа с процентами

  • Договор об отступном

    Данный документ является образцом договора займа с процентами

  • Заявление об утверждении мирового соглашения

    Данный документ является образцом договора займа с процентами

  • Договор об отступном

    Данный документ является образцом договора займа с процентами