- База Знаний
- Как создать лучшую команду и найти способных сотрудников
- Как составить ТЗ (техническое/тестовое задание)
- Разработка технического задания на бизнес-процесс в CRM-системе
Разработка технического задания на бизнес-процесс в CRM-системе
Хотите внедрить в компании CRM и автоматизировать отдел продаж? Разработка технического задания — это первое, с чего нужно начать. Но большинство руководителей не знают порядок разработки технического задания и считают, что для них это непосильная задача. Прольем свет на составление ТЗ и покажем на примере, что в разработке фундамента для вашего проекта нет ничего сложного!
6760Для грамотной и прозрачной автоматизации CRM-системы необходимо предоставить исполнителю четкое и детальное техническое задание. Этот документ прописывает, какие данные для реализации проекта должна получить компания-интегратор и что вы, как заказчик проекта, должны получить в итоге работы.
Постановка задачи
Компания хочет автоматизировать отдел продаж, который работает согласно регламенту. Чтобы заключить сделку, менеджер должен проделать работу, которая состоит из таких этапов:
- Новая заявка
- Заявка в работе
- Выставление коммерческого предложения (КП)
- КП отправлено
- Составление договора
- Договор отправлен
Рассмотрим, что происходит на каждом из этапов согласно внутреннему регламенту компании.
Регламент работы отдела продаж
1 этап: «Новая заявка»
- В течение 5 минут после поступления нового лида (новой заявки) менеджеру отдела продаж необходимо взять в работу данный лид (заявку).
- Если он этого не сделал, то руководителю отдела продаж отправляется уведомление о том, что новая заявка не обрабатывается менеджером.
- Если менеджер взял в работу данный лид, сделка переходит на этап «В работе».
2 этап: «В работе»
- В течении 30 минут после принятия лида в работу, менеджеру необходимо сделать звонок по новому лиду (заявке). Менеджер должен определить — действительно ли данный контакт является потенциальным покупателем.
- Если интерес у лида не выявлен (возможно, это был спам или по какой-то другой причине лид является не качественным), то менеджер бракует лид и процесс его обработки завершается.
- Если лид является потенциальным покупателем, то менеджер принимает заявку в работу и процесс переходит на этап выставления коммерческого предложения.
- Если по истечению 30 минут от момента принятия лида в работу заявка так и осталась на данном этапе, то отправляется уведомление руководителю отдела продаж.
3 этап: «Выставление КП»
- На данном этапе менеджеру необходимо подготовить коммерческое предложение и согласовать его с руководителем отдела продаж.
- Если руководитель отдела продаж отклоняет КП, то менеджер должен внести правки, которые указал руководитель. После внесения правок менеджер снова отправляет КП на согласование.
- Если подготовленное предложение руководитель согласовал, то работа переходит на этап «КП отправлено».
4 этап: «КП отправлено»
- Менеджеру необходимо отправить согласованное предложение клиенту.
- Через 3 дня после отправки КП, менеджер должен перезвонить клиенту и уточнить его решение по коммерческому предложению.
- Если клиента не заинтересовало КП и он отказался от сделки, то менеджер переводит сделку в статус «Отказ от услуг» с указанием причины отказа клиента.
- Если решение положительное, то работа переходит на следующий этап: «Составление договора».
5 этап: «Составление договора»
- На данном этапе менеджер должен составить договор и согласовать его с руководителем отдела продаж.
- Если договор составлен корректно и руководитель отдела продаж согласовывает договор, то менеджер получает соответствующее уведомление и работа переходит на этап: «Договор отправлен».
- Если необходимо внести какие-либо правки, то договор возвращается менеджеру для редактирования. Менеджер вносит правки и снова отправляет на согласование руководителю отдела продаж.
- Сделка на данном этапе должна находится не более 1 дня. Если она находится более одного дня, руководителю отдела продаж поступает уведомление о том что, составление договора затягивается.
6 этап: «Договор отправлен»
- На данном этапе менеджеру необходимо отправить договор клиенту на подпись.
- Через 2 дня после отправки менеджер должен созвониться с клиентом и уточнить процесс подписания договора.
- Если договор подписан, то сделка считается заключенной и процесс завершается.
- Если клиент отказывается от подписания договора, то сделка считается нереализованной. Менеджеру необходимо перевести сделку в соответствующий статус и указать причину отклонения договора клиентом.
Только что мы рассмотрели регламент работы отдела продаж по сделке. Чтобы разработать техническое задание на автоматизацию работы отдела продаж данной компании, необходимо перенести этот регламент в таблицу.
Важно в ТЗ указать все детали регламента. Например, такая незначительная с точки зрения регламента деталь, как формат коммерческого предложения, очень важна с точки зрения ТЗ.
Переходим к разработке технического задания.
Техническое задание (образец)
Составляем техническое задание на основании вышеуказанного регламента.
|
Этап |
Какие действия происходят на данном этапе |
Какой итог должен получится на данном этапе |
|
|
При поступление нового лида (новой заявки), менеджеру отдела продаж необходимо взять в работу данный лид (заявку) в течение 5 минут. Если он этого не делает, то руководителю отдела продаж отправляется уведомление о том, что новая заявка не обрабатывается менеджером. Если менеджер взял в работу данный лид, процесс переходит на стадию «В работе». Менеджером назначается тот сотрудник, который занес лид в базу CRM. Руководителем отдела продаж является сотрудник, который стоит во главе отдела продаж компании (известен заранее). |
Менеджер должен взять в обработку новую заявку. |
|
«В работе» |
Менеджеру необходимо сделать звонок по новому лиду (заявке) и определить, действительно ли данный контакт является потенциальным покупателем. Если нет, то менеджер нажимает на кнопку «Некачественный лид», и процесс завершается. Если лид является потенциальным покупателем, то менеджер нажимает кнопку «Качественная заявка» и процесс переходит на этап выставления коммерческого предложения. Важно: на данном этапе новая заявка должна находится не более 30 минут. Если в течение этого времени заявка так и осталась на данном этапе, то отправляется соответствующее уведомление руководителю отдела продаж. |
Ставится задача менеджеру о том, что он должен сделать звонок по новому заказу. |
|
«Выставление КП» |
Менеджеру необходимо подготовить коммерческое предложение и согласовать его с руководителем отдела продаж. Если руководитель отдела продаж отклоняет подготовленное КП, то менеджер должен внести в него соответствующие корректировки и снова отправить на согласование. Когда КП согласовано руководителем отдела продаж, процесс переводится на следующий этап «КП отправлено». Менеджер прикрепляет коммерческое предложение в формате PDF. |
Утвержденное коммерческое предложение. |
|
«КП отправлено» |
Менеджер отправляет КП клиенту. Через 3 дня после отправки менеджеру необходимо совершить звонок клиенту и уточнить его решение по КП. Если решение отрицательное, то сделка переводится в статус «Отказ от услуг». Также менеджеру необходимо указать причину отказа. Почта менеджера должна быть интегрирована с CRM-системой. Если решение положительное, то процесс переходит на этап «Составление договора».
|
Отправка коммерческого предложения. Результат ответа клиента по коммерческому предложению. |
|
«Составление договора» |
Менеджер составляет договор и согласовывает его с руководителем отдела продаж. Если необходимо внести какие-то правки, то руководитель возвращает договор на доработку. Менеджер вносит правки и заново отправляет на согласование руководителю. Сделка на данном этапе не должна находится более 1 дня. Если она находится более одного дня, руководителю отдела продаж поступает уведомление о том что, составление договора затягивается. Если договор составлен корректно, руководитель отдела продаж согласовывает данный договор о чём менеджер получает уведомление. Менеджер прикрепляет договор в формате PDF. |
Разработка договора. Утверждение договора у руководителя отдела продаж. |
|
«Договор отправлен» |
Менеджер отправляет договор клиенту на подпись. Через 2 дня менеджеру нужно созвониться с клиентом и уточнить процесс подписания договора. Если договор подписан, значит сделка считается заключенной и процесс завершается. Если клиент отказывается от подписания договора, то сделка считается не реализованной. Менеджеру необходимо указать причину отклонения договора клиентом. |
Ответ от клиента по ранее отправленному договору. |
Вот, в принципе, и всё техническое задание. Такой таблицы будет вполне достаточно, чтобы компания-интегратор могла оценить фронт работ и приступить к реализации проекта. Как видите, ничего сложного здесь нет.
Из чего состоит техническое задание?
При разработке технического задания важно выделить следующее:
- Этапы. Любая работа последовательна и выполняется поэтапно.
- Описание этапа. Нужно прописать, кто и что выполняет на каждом этапе.
- Результат каждого этапа. Что должно получится на определенном этапе.
В техническом задании необходимо указать детали, такие как:
- как именно задается ответственный сотрудник;
- кто является руководителем отдела продаж и как он выбирается;
- как именно отправляется письмо заказчику (почта связана с CRM);
- в каком формате прикрепляются файлы.
Схема работы бизнес-процесса
Кроме детального описания каждого этапа работы, в техническом задании необходимо представить компании-интегратору «дорожную карту» — блок-схему процесса.
Если ваш бизнес-процесс большой (состоит из множества этапов, и имеет циклическое выполнение действий), то блок-схема является неотъемлемой частью технического задания.
На основе вышеописанного регламента работы компании, разработаем блок-схему процесса. Она должна отображать этапы и их последовательность, а также наглядно показать, в каких направлениях может двигаться бизнес-процесс в зависимости от условий.
Вместе с этим читают
Нормативные акты регулирующие банкротство физических лиц
213Поэтапное описание процедуры банкротства физического лица
1691Популярные статьи
Эксклюзивная документация
-
Договор займа с процентами
Данный документ является образцом договора займа с процентами
Получить доступ
3560 -
Мировое соглашение
Данный документ является образцом договора займа с процентами
Получить доступ
3560 -
Договор об отступном
Данный документ является образцом договора займа с процентами
Получить доступ
3560 -
Заявление об утверждении мирового соглашения
Данный документ является образцом договора займа с процентами
Получить доступ
3560 -
Договор об отступном
Данный документ является образцом договора займа с процентами
Получить доступ
3560 -
Договор об отступном
Данный документ является образцом договора займа с процентами
Получить доступ
3560 -
Заявление об утверждении мирового соглашения
Данный документ является образцом договора займа с процентами
Получить доступ
3560 -
Договор об отступном
Данный документ является образцом договора займа с процентами
Получить доступ
3560
Купите технологию «Сохранение имущества» и получите доступ к эксклюзивным документам
Перейти к технологии
