- База Знаний
- Подборка интересных статей для бизнесменов и предпринимателей
- Советы по введению бизнеса и предпринимательства
- Как искать причины проблем в компании с помощью «рыбьих костей»
Как искать причины проблем в компании с помощью «рыбьих костей»
Рассказываем о диаграмме Исикавы — как её построить и как применять, как с помощью неё решать проблемы так, чтобы они больше не возникали.
408Маркетологам и разработчикам часто кажется, что они знают, какой продукт нужен клиентам. Но эта убеждённость ошибочна. Фил Барден приводит в книге «Взлом маркетинга» такую статистику: девять из десяти новых продуктов проваливаются, так как на них нет спроса.
Если вы молоды, вы вряд ли поймёте эмоции пожилых людей. Если у вас нет детей — не узнаете, о чём думают родители при выборе игрушки для ребёнка. Даже если вы похожи на свою целевую аудиторию, ваши представления могут оказаться ошибочными. Эмоции, контекст и степень нужды в продукте у потребителей различаются.
Чтобы понять клиента, используют качественные исследования. Один из видов таких исследований — глубинные интервью. С помощью них можно понять потребности клиентов, ожидания от продукта, готовность покупать и многое другое.
В маркетинге используют глубинные интервью трёх видов: проблемные, решенческие и экспертные. В этой статье мы расскажем про все три и дадим рекомендации, как их правильно проводить.
Что такое диаграмма Исикавы
Диаграмма Исикавы («рыбьи кости») — метод для поиска и визуализации причин, которые приводят к проблеме. Диаграмма представляет собой схему, похожую на скелет рыбы. В «голову» помещают проблему, а на «костях» пишут факторы, влияющие на ситуацию.
К последним ведут кости поменьше — это факторы или причины второго уровня. Иногда к ним добавляют третий, четвёртый, пятый уровни и так далее. Незаполненная диаграмма представлена на рисунке ниже.
Так выглядит незаполненная диаграмма Исикавы
Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media
Диаграмму разработал японский организационный теоретик, профессор Университета Токио Каору Исикава. В 1952 году её внедрили на металлургическом заводе «Кавасаки», чтобы управлять качеством продукта. Позже модель стали использовать в менеджменте в любых отраслях.
Инструмент используют для улучшения процессов и результатов. Схема не только помогает найти истинные причины проблем и решения для них. Она позволяет разобраться в бизнес-процессах, снизить риски при планировании решений. Диаграмму часто используют при разработке программ управления качеством.
«Рыбьи кости» рисуют на большом листе, на доске или в сервисах для диаграмм. Вот ссылки на конструкторы в Canva и в Miro. Также можно использовать Word или Excel.
Как искать причины проблемы: метод «почему?»
Причины для диаграммы Исикавы собирают самостоятельно или в группах. Часто устраивают мозговой штурм, чтобы получить больше данных и идей. Исикава советует привлекать к нему тех, кто знаком с бизнес-процессами. Например, на машиностроительном заводе это будут рабочие, инженеры, конструкторы.
Мозговой штурм проходит так. Участники называют проблему и пытаются понять, какие факторы и процессы влияют на неё. Для этого задают вопрос: «Почему возникла проблема?» — и записывают все варианты ответов. Они будут ключевыми факторами, причинами первого уровня.
Потом для каждого из ключевых факторов также задают вопрос «почему?». Ответы — это детализирующие факторы, причины второго порядка. Вот как это выглядит:
- Почему у нас мало продаж?
- Потому что у менеджеров нет мотивации продавать больше.
- Почему у них нет мотивации?
- Для менеджеров установили «потолок»: если они продают больше определённого объёма, процент вознаграждения снижается.
Вопросы «почему?» нужно задавать для каждого из детализирующих факторов — пока не найдёте все, даже незначительные на первый взгляд, причины. С ними диаграмма может расшириться до четвёртого-пятого уровня. Но обычно ограничиваются двумя уровнями: ключевыми и детализирующими факторами.
Вот как будет выглядеть диаграмма Исикавы для компании «Успешный магазин».
Так выглядит диаграмма Исикавы с тремя уровнями факторов. Пока она не заполнена до конца
Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media
Если есть затруднения с поиском ключевых факторов, можно обратиться к опыту конкурентов. Вот список самых распространённых проблем, которые обычно описывают в диаграмме:
- методы — технологии, способы производства и управления;
- машины, оборудование, программы — всё, что используют для достижения результата;
- люди — их опыт, навыки, мотивация, компетенции;
- материалы — то, с чем работает компания для создания продукта: программный код или сырьё для производства;
- измерение — системы контроля процессов и проверки качества продукта;
- окружающая обстановка: для производства это условия в цехе — вроде влажности воздуха, для торговли это требования клиентов или законодательство.
Это неполный список возможных ключевых факторов. Набор причин уникален для каждой компании, продукта и проблемы. Например, вы назвали проблемой низкую эффективность обучения. Ключевыми факторами могут быть методика преподавания, учебный материал или немотивированные студенты. Если проблема — низкое качество костюмов, то причинами первого порядка могут оказаться технология пошива, условия труда или инструкции для сотрудников.
Количество основных причин или факторов не ограничено. Встречаются советы использовать от четырёх до шести. Исикава утверждает, что по-настоящему важных факторов немного. Это подтверждает и принцип Вильфредо Парето, который, скорее всего, будет работать для диаграммы Исикавы.
«В любой работе, в любом процессе можно сразу же выделить десять-двадцать причин. Проконтролировать все эти причинные факторы невозможно. Даже если бы это оказалось возможным, такая работа была бы нерентабельной».
ИЗ КНИГИ КАОРУ ИСИКАВЫ «ЯПОНСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ»
Как решать проблемы, чтобы они больше не возникали
Чтобы решить проблему в «голове», нужно разобраться с «костями» — факторами, влияющими на неё. Каору Исикава рекомендует работать с самыми маленькими «костями» — то есть с факторами самого низкого порядка, или первопричинами проблем. По словам теоретика, это поможет не ошибаться дальше.
Работать сразу с несколькими причинами сложно, поэтому изменения внедряют постепенно. Сначала отбирают факторы, на которые можно повлиять силами компании. Потом расставляют приоритеты: выделяют факторы, над которыми стоит работать в первую очередь. Это могут быть второстепенные и третьестепенные причины, если они в наибольшей степени влияют на результат.
В нашем примере два важных фактора — отсутствие бонусов у менеджеров и тарифов для клиентов. Менеджеры не видят смысла работать больше, а зарабатывать столько же. Клиенты уходят к конкурентам, которые предлагают несколько тарифов, чтобы не переплачивать.
Для каждого из важных факторов разрабатывают план действий: алгоритм, который позволит устранить первопричину проблемы. В нашем примере решением может стать создание тарифной сетки и системы доплат за выполнение и перевыполнение плана продаж для менеджеров.
Диаграмму Исикавы можно использовать и для исследования глобальных проблем в компании. Тогда результатом станет стратегия изменений на несколько лет вперёд.
Вместе с этим читают
Нормативные акты регулирующие банкротство физических лиц
213Поэтапное описание процедуры банкротства физического лица
1691Популярные статьи
Эксклюзивная документация
-
Договор займа с процентами
Данный документ является образцом договора займа с процентами
Получить доступ
3560 -
Мировое соглашение
Данный документ является образцом договора займа с процентами
Получить доступ
3560 -
Договор об отступном
Данный документ является образцом договора займа с процентами
Получить доступ
3560 -
Заявление об утверждении мирового соглашения
Данный документ является образцом договора займа с процентами
Получить доступ
3560 -
Договор об отступном
Данный документ является образцом договора займа с процентами
Получить доступ
3560 -
Договор об отступном
Данный документ является образцом договора займа с процентами
Получить доступ
3560 -
Заявление об утверждении мирового соглашения
Данный документ является образцом договора займа с процентами
Получить доступ
3560 -
Договор об отступном
Данный документ является образцом договора займа с процентами
Получить доступ
3560
Купите технологию «Сохранение имущества» и получите доступ к эксклюзивным документам
Перейти к технологии

